Программы воспитания

Воспитание в школе: современные подходы разработки и реализации рабочих программ воспитания

СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТЫ


В соответствии с принятыми поправками к Федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся определена система организации воспитательной работы в сфере образования.

Во-первых, расширяется само понятие «воспитание»: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде». В образовательных организациях, организациях среднего профессионального образования все должно способствовать воспитанию: программы, темы, на которые педагоги общаются с учениками, оформление аудиторий, где проходят занятия.

Во-вторых, дополняется определение образовательной программы: программа воспитания становится неотъемлемой частью основной образовательной программы.

В-третьих, учебно-методическая документация, которая входит в примерную образовательную программу, дополняется примерной рабочей программой воспитания и примерным календарным планом воспитательной работы, составленным по уровням образования. Рабочую программу воспитания и календарный план образовательные организации разрабатывают и утверждают самостоятельно.

Разработанная Министерством просвещения совместно с Институтом стратегии развития образования РАО в 2019 году Примерная программа воспитания для уровней начального, основного и среднего общего образования, подготовлена с учетом анализа существующих программ воспитания и социализации обучающихся, а также с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

2 июня 2020 года примерная программа воспитания одобрена ФУМО по общему образованию и размещена в реестре примерных основных общеобразовательных программ на портале fgosreestr.ru. Данная примерная программа воспитания является основой для работы всех образовательных учреждений.

С сентября 2020 года образовательные организации Тамбовской области начали работу по разработке и постепенному внедрению рабочих программ воспитания.

С 1 сентября 2021 года внедрение примерных программ станет обязательным.

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает с учетом примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

В части содержательного наполнения рабочей программы воспитания в помощь образовательным организациям творческой группой в составе специалистов Управления образования и науки области, ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» – Региональный модельный центр дополнительного образования детей, ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ», ТОГБУ «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение» был подготовлен пакет методических материалов по проектированию, апробации и внедрению программ воспитания в деятельность общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования.

Пакет организационно-методических материалов по проектированию, апробации и внедрению программ воспитания в деятельность общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования

«Дорожная карта» мероприятий по внедрению рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях Тамбовской области

Методические материалы федерального уровня

Организационно-методические материалы регионального уровня

Издания

ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с.

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с.

Презентационные материалы

Программа воспитания: мифы и риски внедрения

Программа воспитания: от примерной к рабочим

О проекте «Апробация и внедрение примерной программы воспитания»

 

 

ЧЕК-ЛИСТЫ