ФГОС

Телефон горячей линии по вопросам обновленных ФГОС — 8-47553-2-72-73

 

Обновленный ФГОС с 01.09.2022


Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.

Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.

Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.


  Научно-методические материалы по введению и обеспечению

перехода на обновленные ФГОС

Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)

Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)

Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)

На пути к переходу к обновленным ФГОС


Федеральные нормативно-правовые акты


Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»).


Региональные нормативно-правовые акты

____________________________________________________________________

Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС


  • Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
 ____________________________________________________________________
 НЕМНОГО ТЕОРИИ

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) — это свод правил для учебных заведений, предписывающих, чему им следует учить детей, какие методы использовать и каких результатов добиваться. Обучение школьников регулируется четырьмя типами ФГОС: для начального (1–4-е классы), основного общего (5–9-е классы) и среднего общего образования, а также для начального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Грядущие в сентябре 2022 года изменения затронут только первые два из них.

Новые стандарты станут уже третьим поколением ФГОС в российском образовании. Первые государственные образовательные стандарты были приняты в 2004 году. Довольно скоро выяснился их главный недостаток: в основу документа был положен предметный подход, определявший, какой объем знаний по каждому предмету должны освоить школьники. Акцент делался на полученных объемах информации, темах и разделах, а умению применять полученные знания на практике внимание фактически не уделялось. Первые стандарты выполнили свою задачу — определили необходимый минимальный уровень программ общего образования и требований к обеспечению образовательного процесса, однако из-за оторванности от реалий педагогам было сложно руководствоваться ими в повседневном образовательном процессе, поэтому разговоры о необходимости реформы стандартов не утихали с самого начала.

Федеральные образовательные стандарты второго поколения вводились постепенно, с 2009 по 2012 год. Здесь упор был сделан не столько на содержание, сколько на конечную цель обучения. Если раньше ФГОС отвечали на вопрос о том, чему именно должны обучать детей педагоги, то теперь упор делался на то, зачем нужно учиться и как полученные знания можно использовать в жизни. Авторы новых стандартов указывали, что задания, которые выполняют школьники, должны быть связаны с реальной жизнью, делая акцент на воспитательной функции образования и развитии личности ребенка. Урок уже не рассматривается как «сольный номер» учителя: речь идет о важности совместной деятельности, вовлечении детей, их умении самостоятельно ориентироваться в темах и искать информацию. Тогда же, во втором поколении стандартов, появились указания на необходимость использовать в учебной деятельности современные технологии.

Третье поколение образовательных стандартов будет основываться на тех же принципах — метапредметном образовании, практическом приложении получаемых знаний, современных методах обучения. Однако эти принципы наконец получат свое конкретное воплощение — в соответствии со сложившейся практикой и реалиями сегодняшнего дня.

Что нового предлагается в новых ФГОС

Как говорят педагоги, главный тренд новых стандартов — конкретизация и привязка результатов образования к реальным навыкам. К примеру, если в стандарте по географии ранее говорилось лишь про «формирование представлений и основополагающих теоретических знаний», то теперь результатом обучения должно стать «умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды». А по математике вместо «владения основами математических знаний» потребуется знать вполне конкретные таблицу умножения и теорему Пифагора и не только знать, но и уметь применять их для решения математических задач.

Долгое время камнем преткновения в отношениях школы и родителей оставалось изучение второго иностранного языка. По статистике, им были недовольны более половины родителей. Многих не устраивало качество преподавания, другие утверждали, что и одного иностранного языка ребенку вполне хватает. Между тем второй иностранный язык долго оставался обязательным элементом школьной программы. И хотя некоторые школы по согласованию с родителями оформляли коллективные отказы от него, в большинстве учебных заведений шли по пути наименьшего сопротивления, отводя на преподавание второго иностранного по два часа в неделю. По новым ФГОС, второй иностранный язык теперь будет считаться факультативным и будет преподаваться, лишь если за это проголосуют все родители класса.

Воспитательная функция школы

Еще одним изменением станет акцент не только на образование, но и на воспитание. Гражданское и патриотическое воспитание, особо отмеченные в новых образовательных стандартах и направленные на формирование российской гражданской идентичности, станет обязательной частью школьных занятий. Это означает, что после окончания девятого класса ученик должен «быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности».

Изменения коснутся и педагогов. Им предстоит регулярное повышение профессиональной квалификации, а также надлежит в полной мере освоить современные методы обучения — в частности, использовать на уроках цифровой контент, интерактивные материалы, в том числе симуляторы и виртуальные лаборатории, адаптировать методики преподавания с учетом цифровых образовательных инструментов.

Финансовая грамотность и азы экономики

Еще одной новинкой стало введение в новые ФГОС преподавания школьникам основ экономических знаний. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в новых стандартах ставится во главу угла. «Новые образовательные стандарты дают возможность школьникам получать самые актуальные и востребованные навыки и знания, в том числе и знания финансовой грамотности, — отметили в Министерстве образования. — Теперь это закреплено на уровне ФГОС как в начальной, так и в средней школе в числе обязательных навыков, которые школьники получают по итогам освоения программы».

 

Нормативные документы

Конструктор рабочих программ

«Конструктор рабочих программ» – удобный бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам. Мы сделали его интуитивно понятным и простым в использовании.

«Конструктором рабочих программ» смогут пользоваться учителя
1-4 и 5-9 классов, завучи, руководители образовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Примерные рабочие программы одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.

Видеоинструкция по работе с Конструктором рабочих программ